+38 093 747 93 55
г. Киев, ул. Протасов Яр 48
Все дни с 11:00 до 20:00

История сноуборда, стили катания


Профессиональный сноубординг

В то время как первые сноубордические компании выставляли «команды» сноубордистов для соревнований в начале 1980-х, призовых денег практически не было, а у самих компаний не было капитала для зарплат. Но это изменилось, когда популярность и признание сноубординга возросли. В этом быстро развивающемся виде спорта в 1985 году был организован чемпионат мира, а в 1990 году был учрежден международный руководящий орган - Международная федерация сноубординга.

Ожидалось, что первые профессиональные сноубордисты будут участвовать во всех крупных соревнованиях, представляя бренды своих спонсоров с помощью логотипов, наклеек и одежды. Среди первых профессиональных сноубордистов были Том Симс, Терри Кидвелл и Энди Коглан. Выпуск первых журналов и видеороликов о сноуборде также открыл новые возможности для привлечения внимания райдеров и компаний, которые их спонсировали, и сноубордисты начали планировать фото- и видеосъемки в соответствии со своим графиком соревнований.

Избранная группа райдеров полностью отказалась от соревновательной модели катания, сосредоточившись исключительно на съемках и фотоработах, живя в стиле лыжных бездельников с низким доходом и работая в межсезонье, чтобы поддержать свои зимние приключения. Среди этих упрямых бродяг были Дэйв Сион, Шон Фармер и Ник Перата, и по большей части они бросили вызов представлениям того времени о профессиональных сноубордистах. Крейг Келли, один из самых культовых сноубордистов в спорте, ушел с соревновательной трассы, где он был лучшим гонщиком в течение многих лет, и посвятил себя исключительно «фрирайду» для себя и камеры. Когда спонсор Келли, Бертон, поддержал это изменение и продолжил продавать свою промодельную доску, это неконкурентное направление для профессиональных сноубордистов еще больше укрепилось.

Хотя соревновательный сноуборд продолжал оставаться одним из основных направлений сноуборда в 2010-х годах, ведущие спортсмены часто проводили часть сезона, выступая для съемочных и фотосъемочных групп.


Как изобретали сноуборд

Современный сноуборд напоминает негабаритный безколесный скейтборд, к которому ступни райдера крепятся креплениями. Размер и форма сноуборда варьируются в зависимости от предполагаемого использования доски и размера сноубордиста, хотя средний размер доски составляет 5 футов (1,5 метра) в длину и 10 дюймов (25 см) в ширину. Все доски имеют боковой вырез (придающий им форму, подобную песочным часам), варьирующийся от глубокого до мелкого и позволяющий легко поворачивать доски от края к краю.

Базовая «сэндвич-конструкция» сноуборда состоит из шести слоев:




ВЕРХНИЙ ЛИСТ. Этот верхний слой, сделанный из пластика, нейлона, дерева или композита, защищает внутренние слои и обеспечивает место для графики, глянцевой или матовой.

СТЕКЛОВОЛОКНО. Этот слой находится под верхним листом и поверх сердцевины, придавая доске прочность и жесткость.

СЕРДЦЕВИНА. Средняя часть доски обычно изготавливается из ламинированной древесины твердых пород, хотя использовались и более экзотические материалы, такие как кевлар и алюминий.

СТЕКЛОВОЛОКНО. Другой слой стекловолокна покрывает сердцевину, обеспечивая дополнительную прочность и жесткость.

КРАЯ. Стальные кромки проходят по всей длине доски (иногда по всей длине, иногда только по бокам, исключая мысок и пятку доски), удерживая слои вместе и позволяя доске копаться в снегу, обеспечивая трение и, следовательно, некоторое средства контроля во время поворотов. Хорошо заостренные края часто имеют решающее значение для прохождения поворотов и прыжков на очень обледенелых поверхностях.

ОСНОВАНИЕ. Этот последний пористый пластиковый слой обычно изготавливается из P-Tex, торговой марки, синонимичной с основами сноуборда; этот устойчивый к истиранию полиэтиленовый пластик покрыт воском, чтобы обеспечить гладкость, необходимую для плавности работы. Существует два типа основ: экструдированные (долговечные и прочные, но содержащие наименьшее количество воска, что делает их самым медленным из трех типов базовых типов и часто лучшим выбором для новичков или случайных сноубордистов) и спеченные (пористая основа, которая хорошо впитывает воск и быстрее, чем экструдированная основа, но требует более дорогостоящего ремонта).


Стили катания на сноуборде и виды соревнований

Хотя сноуборд предлагает практически неограниченные возможности для самовыражения райдеров, существует три основных стиля катания, каждый из которых связан с определенным типом оборудования, рельефом местности и соревнованиями: фристайл, фрирайд и альпийский спорт (или фрикарвинг).


Фристайл




Фристайл уходит корнями в скейтбординг и в 2010-х годах был самым популярным стилем сноуборда. Он определяется использованием естественных и искусственных элементов, таких как перила, трамплины, боксы, поручни, хафпайпы и другие препятствия, на которых можно выполнять воздушные маневры и трюки. На большинстве современных горнолыжных курортов есть специальный ландшафтный парк, отведенный специально для фристайл-сноубординга и оснащенный этими функциями, а современные лыжники черпают вдохновение в выступлениях, трюках и даже одежде, характерных для сноубордистов-фристайлеров. Соревновательный фристайл можно разделить на хафпайп / суперпайп, слоупстайл, биг-эйр и катание по перилам.

Сноубордические трюки в хаф-пайпе продолжают развиваться ошеломляющими темпами. Эти замысловатые трюки, включающие несколько вращений или «корк», предполагают, что сноубордисты совершают несколько вращений, одновременно переворачиваясь в воздухе два-три раза. Трюки «дабл-корка» теперь являются стандартным приемом для победы в соревнованиях по суперпайпу (гигантскому хаф-пайпу), а трюк «трипл корк» - обязательный трюк для победы в соревнованиях по слоупстайлу и биг-эйр. Гонка за приземление следующего варианта этих трюков привела к тому, что спонсоры возводили частные суперпайпы, часто с пенопластом, встроенным в стены суперпайпа, чтобы гонщики могли безопасно практиковать эти опасные маневры. Опасность этих действий была трагически подчеркнута в 2009 году после черепно-мозговой травмы, полученной Кевином Пирсом, который надеялся участвовать в Олимпийских играх 2010 года, когда тренировался с дабл-корком на суперпайпе в штате Юта.

Райдеры фристайла обычно выбирают более короткий сноуборд в сочетании с более мягкими ботинками, что дает им маневренность и гибкость, необходимые для выполнения их движений. Доски обычно имеют глубокие боковые вырезы для крутого поворота и, как правило, имеют симетрию, что означает, что форма носа и хвоста является зеркальным отражением, что позволяет кататься на доске в обе стороны после быстрого переключения и вращения.


Хафпайп и суперпайп




Самое известное соревнование по сноуборду - хафпайп - проводится в полутрубе снега. Хафпайпы имеют высоту от 11 до 22 футов (от 3,3 до 6,7 метра) с уклоном от 16 до 18 градусов, что достаточно для сноубордистов, чтобы сохранить свою динамику. (Хотя официальных определений и размеров для этих терминов не существует, хафпайпы со стенками выше 16 футов [4,9 метра] и с вертикальными стенками под углом почти 90 градусов, часто называют суперпайпами. Олимпийский стандарт высоты составляет 22 фута [6,7 метра].)

Сноубордисты «заходят», входя в верхний конец трубы на высокой скорости с левой или правой стороны, неся эту скорость и взлетая высоко, когда форма противоположной стены подбрасывает их в воздух, а затем снова на ту же стену. В воздухе они выполняют вращения, сальто и трюки с захватом доски, прежде чем приземлиться обратно в трубу. После приземления они немного спускаются вниз, чтобы сохранить скорость, и продолжают свою траекторию через «плоское дно», участок между стенками трубы, и вверх по противоположной стене, снова взлетая в воздух для выполнения других трюков. Программа спортсмена, состоящая из пяти-шести пробежек, оценивается группой экспертов по технической сложности трюков, их выполнению, а также высоте и стилю, продемонстрированным при их выполнении. Побеждает спортсмен, набравший наибольшее количество очков.

Основными этапами международных соревнований по суперпайпу являются Зимние X Игры и Зимние Олимпийские игры. К другим важным соревнованиям по суперпайпу относятся Тур Кубка мира FIS, Мировой тур TTR и Открытый чемпионат США по Бертону.


Слоупстайл




В соревнованиях по слоупстайлу сноубордисты проходят трассу, состоящую из трех-четырех больших трамплинов из снега и трех-четырех препятствий в виде стакселя, разработанных создателем трассы, демонстрируя творческий подход и последовательность райдера. Прыжки могут показаться огромными, но по большей части они разработаны с соответствующими углами взлета и приземления, что дает гонщику долгое время в воздухе с минимальными трудностями при приземлении. Элементы слоупстайла в стиле джиба могут включать поручни, выступы или ступеньки, имитирующие городские пейзажи, обычно ассоциируемые со скейтбордистами.

Райдеры запускают прыжки и выполняют вращение и сальто в воздухе, прежде чем снова приземлиться на снег. Судейская коллегия оценивает попытки, используя систему баллов, в которой оцениваются сложность, исполнение и стиль. Спортсмен с наибольшим количеством очков побеждает.

Основным международным соревновательным мероприятием для этого события являются Зимние X Игры, которые ежегодно становятся чемпионом в слоупстайле, но соревнования по слоупстайлу дебютировали на Зимних Олимпийских играх в 2014 году. Другие важные международные соревнования по слоупстайлу включают Тур Кубка мира FIS, Мировой тур TTR и Открытый чемпионат США в Бертоне.


Городской стиль и джиббинг




Находящийся под непосредственным влиянием скейтбординга «гринди что угодно», джиббинг - это техника катания на сноуборде вольным стилем, заключающаяся в катании по любой поверхности, кроме снега. Наиболее распространенные поверхности включают металлические рельсы, ящики, скамейки, бетонные выступы, стены, камни и бревна. Обычно это происходит в курортном парке для сноубордов, но его также преследуют в городских условиях. Там, где нет наклона, на котором можно набрать скорость, городские джибберы будут «стрелять» друг в друга по рельсам, используя банджи-банши - по сути, гигантскую резиновую ленту - механические лебедки или даже (что наиболее опасно) автомобили. Большая часть джиббинга проводится вне судейских соревнований, но джиббинг является частью соревнований по слоупстайлу и специальных мероприятий по джиббингу.

Из-за их ограниченного использования и потребности в максимальной маневренности и гибкости, доски обычно самые короткие и мягкие из всех сноубордов, используемые с мягкими ботинками и креплениями. Их края часто намеренно притуплены чтобы предотвратить трение и избежать зацепления за мелкие препятствия и заусенцы, которые могут представлять опасность для райдера.


Big Air - «Биг-Аир»




Big Air - это мероприятие, на котором гонщики по очереди совершают один масштабный прыжок по траектории, выполняя вращения и сальто в воздухе, прежде чем приземлиться обратно на снег. Каждый спортсмен может выполнить прыжок от пяти до шести раз во время соревнований. Судейская коллегия оценивает трюки спортсменов в зависимости от сложности, исполнения и стиля, присуждая баллы за каждый прыжок. Победители обычно награждаются в категориях: лучший общий победитель (сумма всех очков райдера в прыжках) и победитель лучшего трюка (самый высокий результат в одиночном трюке соревнования).

Поскольку они могут быть построены с помощью строительных лесов и не требуют внешнего места, соревнования Big Air могут проводиться практически везде, где можно построить и покрыть слоем снега или ледяной стружки площадку для взлета и посадки. даже в помещении. Такая гибкость в выборе места проведения экспоненциально увеличила популярность и конкурентоспособность мероприятия.

Соревнования «Воздух и стиль» - это самые крупные и престижные соревнования Big Air в мире. Оригинальное мероприятие Air and Style проводится в Инсбруке, Австрия, а авторское мероприятие Shaun White & Oakley Beijing Air and Style познакомило азиатскую аудиторию с этим стилем соревнований. Другими важными соревнованиями являются городской турнир FIS World Cup Big Air Tour и X Games Big Air.


Рейл джем

Рейл джем являются одними из самых массовых соревнований по сноуборду из-за их минимальных требований. Их можно ставить практически в любом месте и в любое время, учитывая небольшое пространство, конструкцию перил и немного снега или ледяной стружки с хоккейного катка. Участники по очереди творчески используют перила или другие элементы городского стиля. У участников нет порядка старта: райдеры меняют свою очередь, когда хотят и в любом порядке. Обычно существует установленный период времени для джема, и спортсмены могут делать столько повторов, сколько они хотят в течение отведенного времени. Судьи наблюдают за участниками и, вместо того, чтобы присваивать баллы, просто называют победителей в двух категориях в конце соревнования: лучший общий трюк и лучший трюк.


Фрирайд




Фрирайд определяется использованием естественного ландшафта, и он преподносит райдера и естественные приеграды лицом к лицу. Он избегает искусственных препятствий, таких как перила и хафпайпы, на которые полагаются фристайлеры, и не требует удаленных регионов, связанных с катанием на бэккантри. Это может происходить практически где угодно: от обсаженных деревьями просек на обочине лыжных трасс до широко открытых склонов. Несмотря на то, что большая часть фрирайда проводится вне судейских соревнований, существует серия соревнований Freeride World Tour.

Поскольку цель состоит в том, чтобы быть в состоянии справиться со всеми типами местности и снега, доски для фрирайда, как правило, длиннее и жестче и сочетаются с более жесткими ботинками, чтобы дать райдерам больше плавания на глубоких и разнообразных условиях. Доски, как правило, имеют направленный стиль (с четкими носом и хвостом, что отличает их от досок с двумя наконечниками, на которых можно кататься в любом случае).


Бэккантри и большая гора




Полностью ориентированный на катание за пределами курорта, бэккантри и сноубординг в больших горах переносят плавный поток фрирайда в более отдаленные уголки дикой природы. Хотя райдеры часто используют курорты для доступа к бездорожью, в бэккантри сноубординге нет никаких искусственных элементов. Райдеры добираются до дикой местности разными способами, от пеших прогулок, ходьбы на снегоступах и сплитбординга (при котором сноуборд может быть преобразован в горные лыжи) до использования снегоходов и даже вертолетов.

Цель состоит в том, чтобы ехать по нетронутым трассам, а путешествие по бездорожью часто приводит гонщиков к вершинам и местам в глубине дикой природы. Езда в таких ситуациях требует повышенного внимания к безопасности в горах и, как правило, более медленного и стратегического подхода к спуску с горы. Соревнования по бэккантри практически отсутствуют.

Из-за более глубокого снега и суровых условий райдеры бэккантри используют одни из самых длинных и жестких доступных сноубордов с жесткими ботинками и соответствующими креплениями. Все более популярными становятся сплитборды, традиционные деки для сноуборда, которые были разрезаны пополам, чтобы их можно было использовать в качестве лыж для альпийских спусков для доступа к бэккантри. Теперь сноубордисты могут подниматься по склону, как горнолыжник, что подразумевает транспортировку сноуборда на спине, а затем спуск в качестве сноубордиста.


Соревнования по бэккантри фрирайду

Существует ограниченное официальное соревнование по этому стилю сноуборда, с которым зрители чаще всего сталкиваются в фильмах и документальных видео.

Эти фрирайдеры в бэккантри могут спуститься на сноуборде с поля, о котором никогда раньше не догадывались, или спрыгнуть со скалы, на которую никогда раньше не пытались забраться. Они могут кататься на сноуборде в горах, по которым уже катались, но делают это с уровнем технической сложности или стиля, который устанавливает новый стандарт для этого вида спорта и места проведения соревнований.

Некоторые соревнования по бэккантри и фрирайду добились определенного успеха, в первую очередь ежегодное соревнование «Царь горы», которое проводилось в горах Чугач на Аляске в 1980-х и 1990-х годах. Райдеры спускались до смехотворно крутых склонов, в то время как судейская коллегия наблюдала и присуждала оценки, основанные на том, как всадники владеют местностью. Хотя это соревнование больше не существует, новый Freeride World Tour привлекает международный класс райдеров, которые по очереди спускаются на заранее определенный участок горы, в то время как судьи оценивают их по выбору трассы, степени сложности, стилю и контролю.


Альпийский сноуборд




Альпийский сноуборд, часто называемый фрикарвингом, был самым популярным стилем сноубординга в середине 1980-х годов, когда этот вид спорта только зарождался, когда сноубордисты использовали существующую инфраструктуру горнолыжных курортов и места проведения лыжных гонок. К концу 1990-х, однако, большинство упорных сноубордистов отвергали альпийский сноуборд как нечто большее, чем катание на досках. Он по-прежнему имеет много общих характеристик с лыжным спортом, особенно в его разновидностях слалома, где упор делается не на прыжки и трюки, а на профессиональную карвинг, часто на больших скоростях.


Слаломные гонки




Как и в лыжных гонках, в соревнованиях по слалому на сноуборде есть спуски, состоящие из выступающих из снега столбов или «ворот», по которым спортсмены должны перемещаться как можно быстрее. Эти соревнования считаются техническими из-за требуемой герметичности поворотов.

Проезд каждого спортсмена по дистанции рассчитывается по времени, и побеждает гонщик, показавший лучшее время. Расстояние между воротами в слаломной гонке относительно близко друг к другу (от 25 до 50 футов [от 8 до 15 метров] друг от друга), что вынуждает сноубордистов делать резкие крутые повороты. Как следует из названия, гигантский слалом относится к тому же типу гонок, но с расстоянием между воротами примерно вдвое (от 80 до 105 футов [от 24 до 32 метров] друг от друга), что заставляет гонщиков выполнять более длинные и менее частые повороты, но с большей скоростью. Ворота Super-G еще дальше друг от друга (от 100 до 130 футов [от 30 до 40 метров] друг от друга), а гонщики часто достигают скорости 60 миль (97 км) в час. В параллельных версиях этих гонок («параллельный слалом» и «параллельный слалом-гигант») гонщики состязаются друг с другом на параллельных трассах.


Сноуборд-кросс (бордеркросс)




Сноуборд-кросс (первоначально и до сих пор часто называемый бордеркроссом) - это соревнование, в котором несколько гонщиков (четыре в олимпийских соревнованиях) одновременно бегут по одной наклонной трассе с наклонными поворотами, прыжками, уступами и другими искусственными элементами, которые проверяют равновесие и управление на максимальных скоростях. Столкновения между конкурентами не редкость. Первый гонщик, завершивший дистанцию, становится победителем в гонках по мотокроссу для сноуборда.

Как правило, каждый из 40–60 участников совершает один забег по трассе на время, чтобы установить порядок посева и создать турнирную таблицу. После того, как эти брекеты будут установлены, гонщики сойдутся лицом к лицу, а тройка лучших в каждом заезде перейдет в следующую сетку. Таким образом, поле сужается до последней группы гонщиков. В финальном заезде гонщик, первым пересекший финишную черту, становится победителем соревнования.





Рекомендуемые товары